incognito_from (incognito_from) wrote,
incognito_from
incognito_from

Categories:

Цирк 1936. Сравнение с исходником

вероятно анализ "Цирка" был бы не полон без сравнения его с исходником - пиесой Ильфа и Петрова "под Куполом Цирка"

напомню, на основании убедительных доказательств Дмитрия Галковского по поводу того, что в некоторых случаях за "Ильфом и Петровым" скрывался Михаил Булгаков, который не мог публиковаться под собственным именем, было сделано предположение, что авором  пьесы "под куполом цирка"  тоже мог быть Булгаков... и он мог принять участие в создании фильм Цирк...

Для начала пробегусь по именам персонажей. Та, что в фильма стала "Морион Диксон" в пьесе была "Алина". Одна из трактовок значения этого имени говорит об том, что оно означает "Чужая", "Другая" - по контексту на мой взгляд вполне подходит...

капитан Борнео в пьесе был "Неустрашимый капитан" Язычников и его говорящая собака Брунгильда". В фильме у собаки вовсе нет имени, а вот "Язычников" скорее всего игра слов, то есть язычников - это не фамилия в именительном падеже, а обозначение некой группы людей, исповедующих идолопоклонство, а "капитан" тут в значении "глава"... то есть пиеса тоже имела "второе" дно, но в фильме персонаж "капитан Борнео" приобрел очень конкретное значение - именно как британский наместник... возможно это обусловлено тем, что пьеса была написана еще тогда, когда не возникли все эти сложности с тем, кто кого сменил Совдепией еще извне рулили америкнцы, которых тогда еще только собирались от управления отжать, или только что отжали...

Клоуна "Чаплина" в пьесе вообще нет, но и в фильме у этого персонажа нет реплик...

Франц Кнейшиц в пьесе под тем же именем и имея в виду, что первый слог его фамилии с немецкого переводится как "колено" вспоминается Воланд, у которого были проблемы с коленом... которое он повредил в результате того самого "падения" с небес. На мой взгляд это признак авторства Булгакова.

В пьесе есть персонаж "женщина-шофер громадная, величественная и молчаливая, медленно проходит женщина-шофер с гаечным ключом в руках. В фильме её нет, как и всей этой сюжетной линии со стоящим у подъезда такси с щелкающим счетчиком. Можно предположить, что это может быть Козлевич , которому автор поменял пол, но оставил функцию - таксист и символическое значение - постоянно щелкающий счетчик...

В пьесе изображены как бы соавторы - очевидно это "Катаев", "Ильф" и "Петров". При этом все имена начинаются на "БУ" как Булгаков, то есть он тут как бы в трех ипостасях...

Кусочек небольшой, можно его процитировать целиком



На арене появляются три мрачные фигуры: Бука, Бузя и Бума -- бригада малых форм.



   Директор. Наконец-то! Пушкин, Гоголь и Толстой из ГОМЭЦа. Почему вы вчера не принесли репертуар?



   Бука. У нас болела голова.



   Директор. Как, у всех троих сразу болела голова?



   Бука. А почему бы нет. Мы пишем втроем, и голова у нас болит втроем. Правда, бояре?



   Директор. Ну ладно. Давайте, что у вас там?



   Бука передает ему большую рукопись. Директор читает,



   Директор. "Побольше штреков, шахт и лав, гав-гав, гав-гав, гав-гав". Что это такое?



   Бука. Репертуар для собаки.



   Директор. Вот это для собаки? Сорок страниц на машинке? Что вы думаете, собака вам научный доклад будет делать?



   Бука. А почему бы и нет?



   Директор. Да, но ведь это же все-таки собака, так сказать, хунд. Она не может сорок страниц на машинке.



   Бука. То есть как это не может? Идеологии в двух словах не бывает. Маркс написал три тома, а мы уложили все это в сорок страниц. И ему еще не нравится.



   Капитан. У собаки свои запросы.



   Бука. Пожалуйста, мы учли собачью специфику. Вот! (Вырывает у директора рукопись и читает.) "Разрушим старый мир р-р-р, р-р-р". Чем плохо? А вот еще: "Построим новый мир, р-р-р, р-р-р".



   Директор. Брунгильда этого не может. Она собака.



   Бука. В таком случае это чуждая нам собака.



   Директор. Сколько раз я говорил себе не давать авансов разным проходимцам.



   Бука. Аванс, аванс! Мы вам можем бросить в лицо ваши жалкие деньги.



   Директор. Мне? В лицо?



   Бука. Да. Вам.



   Директор. Пожалуйста. Бросайте.



   Бука. И бросим. Бояре, бросим?



   Директор. Что ж вы не бросаете?



   Бука. Сейчас бросим.



   Бригада совещается, производит складчину и передает деньги Буке.



   Бука торжественно выходит на середину арены и швыряет деньги в лицо директору.



   Директор собирает деньги и подсчитывает их.



   Директор. Что вы мне бросили в лицо. Двенадцать рублей? А взяли у меня пятьсот?! Сейчас же бросьте мне в лицо остальные! Слышите?



   Бука. Мы бросим вам в лицо остальные через две недели.



   Директор. Жулики!



   Капитан. Брунгильда! Куси их! Куси!



   Бригада (хором). Это бандитизм!



   Удирают. Директор и капитан с собакой гонятся за ними.



   Крик, лай.



примечание ГОМЭЦ (Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий). Организовано в 1931 из ранее существовавшего Центр, управления гос. цирками (ЦУГЦа) и влившихся в него эстрадных и филармонич. орг-ций.

_____________________________________________________________

Еще одна сценка, которую хочется процитировать целиком



   Разозленный директор, снимая одной рукой костюм жонглера, а другой держа журнал, мечется за кулисами. Обращается к толпящимся в ожидании выхода артистам.



   Директор. Ну, товарищи, меня взяли за хобот. Пожалуйста, читайте, седьмая строка сверху.



   На экране журнальная страница.



   "В то время как организованный зритель приходит в цирк, чтобы проработать в занимательной форме ряд актуальных вопросов, ему подсовывают балет, состоящий не из пожилых трудящихся женщин, типичных для нашей эпохи, а из молодых и даже красивых женщин (!). Надо покончить с этой нездоровой эротикой. Интересно знать, куда смотрит треугольник цирка?"



   Голос директора читает вслух последнюю фразу заметки: "Такому треугольнику надо дать по рукам".



   Капитан (злорадно). По лапам!



   Директор. Мне по лапам?



   Брунгильда радостно лает.



   Входит балет, готовый к выходу. Директор в ужасе осматривает его.



   Директор. Погиб, пропал! Как на подбор, одна красивей другой! (Фигуранткам.) Вы что, с ума посходили. Разве это нужно организованному зрителю? Очень ему нужны на данном этапе эти конечности и выпуклости.



   Скамейкин лицемерно вздыхает.



   Директор. Убрать все это. Чтобы ко второму отделению не было никакой нездоровой эротики.



   Балет понуро уходит.


_______________________________________________________________

вот эту реплику Скамейкина в фильме кастрировали

Скамейкин. "Ждите меня у левой кулисы". А где левая кулиса? Ага! Если эта правая, значит это левая! (Поворачивается.) А если это левая, то эта правая. Какая странная архитектура! Там, где лево, там право, где право, там лево. Прямо диалектический материализм.

_________________________________________________________________

Премьера пьесы состоялась 23 декабря 1934 года в московском театре Мюзик-Холл. Критика охарактеризовала ее как удачную попытку создать оригинальный советский спектакль-обозрение.

как мне представляется в пиесе могла содержаться "капсула времени", посвященная как раз выдворению американцев и возвращению англичан в лице "капитана язычников".

Возможно это могла быть реакция на недавний приход к власти нацистов  в Германии, так как даже в фильме в эпизоде, когда Кнейшиц сообщает публике о "рассовом преступлении", то у него в этот момент настолько характерная челка, что в этом эпизоде на дополнительном смысловом слое Кнейшиц совершенно явно олицетворяет Гитлера... еще бы слегка подкорректировать форму усиков и сходство было бы полным



Tags: Цирк
Subscribe

  • знал ли Гитлер об массовом уничтожении евреев?

    Из интервью Осечкина Собеседнику - Как вы оцениваете первую реакцию ФСИН, где уже прошли первые увольнения? – Это насмешка, издевательство…

  • вешайтесь!

    Самое разумное, что могут сделать разоблаченные в организации "пыточного конвейера" сотрудники ФСИН и ФСБ - свести счеты с жизнью…

  • грех большой, а идея хорошая

    в связи с опубликованием Гулагу.нет 40 гигабайт жесткого порно , которое было слито с секретных серверов ФСИНа до меня наконец дошло, что на самом…

promo incognito_from сентябрь 23, 2020 00:39 404
Buy for 10 tokens
на днях я принял участие в дискуссии, посвященной проблеме водоснабжения Крыма. Я высказался в том смысле, что если все мирные способы воздействия на Украину исчерпаны, в том числе и через ООН, откуда на запрос прислали какую то лицемерную отписку... Российская Федерация имеет право решить вопрос…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments