incognito_from (incognito_from) wrote,
incognito_from
incognito_from

Categories:

Вий 1967. выявленные отличия от исходника

Произведя вычитку гоголевского текста я был вынужден признать, что раньше я его не читал. И фильма Вий я тоже раньше никогда не смотрел от начала и до конца, только какие то отрывки видел с восставшей из гроба Варлей... при этом я даже не испытываю от этого факта (того что я  не читал Вия) какой то неловкости... мало ли чего я еще не читал? Теперь написано и опубликовано столько, что и ста жизней не хватит на то, чтобы все это прочитать...

Между тем текст я читал очень внимтельно, так как цель вычитки состояла в том, чтобы определить отличия фильма от исходника. Например я обнаружил непринципиальное отличие в эпизоде с финальной частью полета ведьмы верхом на Хоме Бруте. В фильме (начиная с 12-41)Хома начинает лупить ведьму сразу же после приземления, а в тексте так :

Изнеможенный, растерянный, он начал припоминать все, какие только знал, молитвы. Он перебирал все заклятия против духов — и вдруг почувствовал какое-то освежение; чувствовал, что шаг его начинал становиться ленивее, ведьма как-то слабее держалась на спине его. Густая трава касалась его, и уже он не видел в ней ничего необыкновенного. Светлый серп светил на небе.

«Хорошо же!» — подумал про себя философ Хома и начал почти вслух произносить заклятия. Наконец с быстротою молнии выпрыгнул из-под старухи и вскочил, в свою очередь, к ней на спину. Старуха мелким, дробным шагом побежала так быстро, что всадник едва мог переводить дух свой. Земля чуть мелькала под ним. Все было ясно при месячном, хотя и неполном свете. Долины были гладки, но все от быстроты мелькало неясно и сбивчиво в его глазах. Он схватил лежавшее на дороге полено и начал им со всех сил колотить старуху. Дикие вопли издала она; сначала были они сердиты и угрожающи, потом становились слабее, приятнее, чище, и потом уже тихо, едва звенели, как тонкие серебряные колокольчики, и заронялись ему в душу; и невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? «Ох, не могу больше!» — произнесла она в изнеможении и упала на землю.

с точки зрения визуализации в кино поездка верхом на старухе выглядит не лучшим образом, а превращение старухи в Наталью Варлей и Куравлев верхом на Варлей  - такого даже не представить. В этом смысле отступление от исходного текста вполне оправдано... кроме того в титрах значится, что ведьму изображает актер Н,Кутузов...

Хотя конечно тут можно было бы возразить... например то, что Хоме удалось преодолеть колдовское наваждение с помощью колдовских же заклятий, о которые он знал и случайно употребил нужное, или то, которое действительно "работает". То есть колдовство против колдовства... потому то он и смог её "оседлать"

в фильме же это изображается как просто неудачное для ведьмы приземление...

на самом деле я ни в коем случае не настаиваю на том, что кино должно точно соответствовать первоисточнику... как я уже упоминал ранее - именно в отступлениях от исходника в фильмах Птушко (а возможно и других авторов) можно обнаружить дополнительный смысловой слой, и целью моих исследований является именно это.

Принципиальное отличие на мой взгляд содержится в самом конце. У Гоголя Хома Брут погибает.

— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.


И в последней сцене, когда приятели Хомы решили его помянуть между ними случился такой диалог

— Ты слышал, что случилось с Хомою? — сказал, подошедши к нему, Тиберий Горобець, который в то время был уже философ и носил свежие усы.
— Так ему Бог дал, — сказал звонарь Халява. — Пойдем в шинок да помянем его душу!
Молодой философ, который с жаром энтузиаста начал пользоваться своими правами, так что на нем и шаровары, и сюртук, и даже шапка отзывались спиртом и табачными корешками, в ту же минуту изъявил готовность.
— Славный был человек Хома! — сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. — Знатный был человек! А пропал ни за что.
— А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы.


А в фильме к этому диалогу было кое что добавлено

-а кто видел, что он пропал?
- говорят же
- говорят... а если все это брехня, и то что пропал он и про ведьму тоже, он после третьего штофа и не такое показывал... а может он и не помер вовсе... вон, может это он идет сюда, видишь?

(подходят два попа)

- как же? Он...

- работаете?
-работаем
-ну работайте...


такая концовка , на мой взгляд, придает всему произошедшему ранее чисто конкретный масонский смысл, состоящий в том, что после того, как Хома Брут поглядел и  "увидел" "свет истины", то он преобразился. В символическом смысле он умер. Это кстати говоря отражается в масонских ритуалах посвящения (о которых при желании можно почитать в открытых источниках)

этим собственно и обусловлено то, что один из собеседников (Халява) предположил, что один из попов может быть Хомой.

Кстати говоря обозначения бурсаков и семинаристов как "Грамматики, риторы, философы и богословы", скорее всего аналогично тому, как в советской армии назывались военнослужащие в зависимости от срока службы. В той части, где довелось отбывать воинскую повинность мне, были духи, они же слоны, они же молодые, они же салабоны, затем шли черпаки, деды и дембеля. То есть Хома Брут вероятно был бурсак третьего курса  (третьего года обучения) Возможно эти пояснения где то и есть... у каких нибудь гоголеведов... то есть Хома никакой не философ в том же смысле как например Кант или Аристотель... в данном контексте это просто бурсак третьего года обучения.
Tags: Вий
Subscribe

promo incognito_from september 23, 00:39 400
Buy for 10 tokens
на днях я принял участие в дискуссии, посвященной проблеме водоснабжения Крыма. Я высказался в том смысле, что если все мирные способы воздействия на Украину исчерпаны, в том числе и через ООН, откуда на запрос прислали какую то лицемерную отписку... Российская Федерация имеет право решить вопрос…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments