incognito_from (incognito_from) wrote,
incognito_from
incognito_from

Categories:

Вий 1967. выявленные отличия от исходника

Произведя вычитку гоголевского текста я был вынужден признать, что раньше я его не читал. И фильма Вий я тоже раньше никогда не смотрел от начала и до конца, только какие то отрывки видел с восставшей из гроба Варлей... при этом я даже не испытываю от этого факта (того что я  не читал Вия) какой то неловкости... мало ли чего я еще не читал? Теперь написано и опубликовано столько, что и ста жизней не хватит на то, чтобы все это прочитать...

Между тем текст я читал очень внимтельно, так как цель вычитки состояла в том, чтобы определить отличия фильма от исходника. Например я обнаружил непринципиальное отличие в эпизоде с финальной частью полета ведьмы верхом на Хоме Бруте. В фильме (начиная с 12-41)Хома начинает лупить ведьму сразу же после приземления, а в тексте так :

Изнеможенный, растерянный, он начал припоминать все, какие только знал, молитвы. Он перебирал все заклятия против духов — и вдруг почувствовал какое-то освежение; чувствовал, что шаг его начинал становиться ленивее, ведьма как-то слабее держалась на спине его. Густая трава касалась его, и уже он не видел в ней ничего необыкновенного. Светлый серп светил на небе.

«Хорошо же!» — подумал про себя философ Хома и начал почти вслух произносить заклятия. Наконец с быстротою молнии выпрыгнул из-под старухи и вскочил, в свою очередь, к ней на спину. Старуха мелким, дробным шагом побежала так быстро, что всадник едва мог переводить дух свой. Земля чуть мелькала под ним. Все было ясно при месячном, хотя и неполном свете. Долины были гладки, но все от быстроты мелькало неясно и сбивчиво в его глазах. Он схватил лежавшее на дороге полено и начал им со всех сил колотить старуху. Дикие вопли издала она; сначала были они сердиты и угрожающи, потом становились слабее, приятнее, чище, и потом уже тихо, едва звенели, как тонкие серебряные колокольчики, и заронялись ему в душу; и невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? «Ох, не могу больше!» — произнесла она в изнеможении и упала на землю.

с точки зрения визуализации в кино поездка верхом на старухе выглядит не лучшим образом, а превращение старухи в Наталью Варлей и Куравлев верхом на Варлей  - такого даже не представить. В этом смысле отступление от исходного текста вполне оправдано... кроме того в титрах значится, что ведьму изображает актер Н,Кутузов...

Хотя конечно тут можно было бы возразить... например то, что Хоме удалось преодолеть колдовское наваждение с помощью колдовских же заклятий, о которые он знал и случайно употребил нужное, или то, которое действительно "работает". То есть колдовство против колдовства... потому то он и смог её "оседлать"

в фильме же это изображается как просто неудачное для ведьмы приземление...

на самом деле я ни в коем случае не настаиваю на том, что кино должно точно соответствовать первоисточнику... как я уже упоминал ранее - именно в отступлениях от исходника в фильмах Птушко (а возможно и других авторов) можно обнаружить дополнительный смысловой слой, и целью моих исследований является именно это.

Принципиальное отличие на мой взгляд содержится в самом конце. У Гоголя Хома Брут погибает.

— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.


И в последней сцене, когда приятели Хомы решили его помянуть между ними случился такой диалог

— Ты слышал, что случилось с Хомою? — сказал, подошедши к нему, Тиберий Горобець, который в то время был уже философ и носил свежие усы.
— Так ему Бог дал, — сказал звонарь Халява. — Пойдем в шинок да помянем его душу!
Молодой философ, который с жаром энтузиаста начал пользоваться своими правами, так что на нем и шаровары, и сюртук, и даже шапка отзывались спиртом и табачными корешками, в ту же минуту изъявил готовность.
— Славный был человек Хома! — сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. — Знатный был человек! А пропал ни за что.
— А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы.


А в фильме к этому диалогу было кое что добавлено

-а кто видел, что он пропал?
- говорят же
- говорят... а если все это брехня, и то что пропал он и про ведьму тоже, он после третьего штофа и не такое показывал... а может он и не помер вовсе... вон, может это он идет сюда, видишь?

(подходят два попа)

- как же? Он...

- работаете?
-работаем
-ну работайте...


такая концовка , на мой взгляд, придает всему произошедшему ранее чисто конкретный масонский смысл, состоящий в том, что после того, как Хома Брут поглядел и  "увидел" "свет истины", то он преобразился. В символическом смысле он умер. Это кстати говоря отражается в масонских ритуалах посвящения (о которых при желании можно почитать в открытых источниках)

этим собственно и обусловлено то, что один из собеседников (Халява) предположил, что один из попов может быть Хомой.

Кстати говоря обозначения бурсаков и семинаристов как "Грамматики, риторы, философы и богословы", скорее всего аналогично тому, как в советской армии назывались военнослужащие в зависимости от срока службы. В той части, где довелось отбывать воинскую повинность мне, были духи, они же слоны, они же молодые, они же салабоны, затем шли черпаки, деды и дембеля. То есть Хома Брут вероятно был бурсак третьего курса  (третьего года обучения) Возможно эти пояснения где то и есть... у каких нибудь гоголеведов... то есть Хома никакой не философ в том же смысле как например Кант или Аристотель... в данном контексте это просто бурсак третьего года обучения.
Tags: Вий
Subscribe

promo enov 12:12, yesterday
Buy for 20 tokens
27.10.2021. Энов-Концепт. Enov - Concept. "Энов". Концепт-Консорт. Концепт. Концептинг. Концептор. Промотинг. Промотор. Креатинг. Креатор. Менеджмент, Консалтинг, Маркетинг, Рекламинг, Медиа. Концепт - Бизнес . Концепт - Бюро . Концепт-Сет .…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments