incognito_from (incognito_from) wrote,
incognito_from
incognito_from

Categories:

Вий 1967. еще одно выявленное отличие от исходника

Занявшись подготовкой слайдов мне удалось выявить еще одно отличие фильма от исходного текста Гоголя... на сей раз текст слегка подрезан... возможно это даже произошло в результате "реставрации", во время которой куда то подевались около 5-ти минут исходного хронометража.

Речь идет об эпизоде (начиная с 35-06), в котором казаки за ужином рассказывают "философу" Хоме историю о псаре, которого незадолго до того загубила панночка, про которую как оказалось все знали, кто она есть на самом деле.

______________________________

— Ты, пан философ Хома, не знал Микиты. Эх, какой редкий был человек! Собаку каждую он, бывало, так знает, как родного отца. Теперешний псарь Микола, что сидит третьим за мною, и в подметки ему не годится. Хотя он тоже разумеет свое дело, но он против него — дрянь, помои.
— Ты хорошо рассказываешь, хорошо! — сказал Дорош, одобрительно кивнув головою.
Спирид продолжал:
— Зайца увидит скорее, чем табак утрешь из носу. Бывало, свистнет: «А ну, Разбой! а ну, Быстрая!» — а сам на коне во всю прыть, — и уже рассказать нельзя, кто кого скорее обгонит: он ли собаку или собака его. Сивухи кварту свиснет вдруг, как бы не бывало. Славный был псарь! Только с недавнего времени начал он заглядываться беспрестанно на панночку. Вклепался ли он точно в нее или уже она так его околдовала, только пропал человек, обабился совсем; сделался черт знает что; пфу! непристойно и сказать.
— Хорошо, — сказал Дорош.
— Как только панночка, бывало, взглянет на него, то и повода из рук пускает, Разбоя зовет Бровком, спотыкается и невесть что делает. Один раз панночка пришла на конюшню, где он чистил коня. Дай, говорит, Микитка, я положу на тебя свою ножку. А он, дурень, и рад тому: говорит, что не только ножку, но и сама садись на меня. Панночка подняла свою ножку, и как увидел он ее нагую, полную и белую ножку, то, говорит, чара так и ошеломила его. Он, дурень, нагнул спину и, схвативши обеими руками за нагие ее ножки, пошел скакать, как конь, по всему полю, и куда они ездили, он ничего не мог сказать; только воротился едва живой, и с той поры иссохнул весь, как щепка; и когда раз пришли на конюшню, то вместо его лежала только куча золы да пустое ведро: сгорел совсем; сгорел сам собою. А такой был псарь, какого на всем свете не можно найти.

______________________________________________

в фильме рассказ заканчивается на словах "и пошел скакать", как раз перед выделенным мной жырным шрифтом. На мой взгляд подрезанный кусочек имеет принципиальное значение, так как описывает результаты, произошедшие с псарем - сначала он иссох, а затем и вовсе сгорел.

В практическом плане это означает, что ведьма не просто любит полетать верхом, а забирает из зачарованного человека жизненную силу. А "полет" - это просто метафора, описывающая возникающие при расставании с жизненной силой ощущения. Можно предположить, что когда Хом Брут "оседлал" Ведьму и проктился на ней, то тем самым он вернул себе все, что перед тем утратил и возможно даже больше, так как ведьма в итоге померла и задумала "реванш"... чем собственно и было обусловлено её предсмертное желание, чтобы "философ" Хома Брут читал над ней три ночи.

в фильм также не вошло то, с чего собственно начинался тот разговор, в котором был укороченный рассказ о псаре Миките

Как только уста стали двигаться немного медленнее и волчий голод всего этого собрания немного утишился, многие начали заговаривать. Разговор, натурально, должен был обратиться к умершей.
— Правда ли, — сказал один молодой овчар, который насадил на свою кожаную перевязь для люльки столько пуговиц и медных блях, что был похож на лавку мелкой торговки, — правда ли, что панночка, не тем будь помянута, зналась с нечистым?
— Кто? панночка? — сказал Дорош, уже знакомый прежде нашему философу. — Да она была целая ведьма! Я присягну, что ведьма!


________________

а следующий рассказ о Шепчихе то ли вообще не вошел в фильм, то ли был вырезан

— А про Шепчиху ты не слышал? — сказал Дорош, обращаясь к Хоме.
— Нет.
— Эге-ге-ге! Так у вас, в бурсе, видно, не слишком большому разуму учат. Ну, слушай! У нас есть на селе козак Шептун. Хороший козак! Он любит иногда украсть и соврать без всякой нужды, но... хороший козак. Его хата не так далеко отсюда. В такую самую пору, как мы теперь сели вечерять, Шептун с жинкою, окончивши вечерю, легли спать, а так как время было хорошее, то Шепчиха легла на дворе, а Шептун в хате на лавке; или нет: Шепчиха в хате на лавке, а Шептун на дворе...
— И не на лавке, а на полу легла Шепчиха, — подхватила баба, стоя у порога и подперши рукою щеку.
Дорош поглядел на нее, потом поглядел вниз, потом опять на нее, и, немного помолчав, сказал:
— Когда скину с тебя при всех исподницу, то нехорошо будет.
Это предостережение имело свое действие. Старуха замолчала и уже ни разу не перебила речи.
Дорош продолжал:
— А в люльке, висевшей среди хаты, лежало годовое дитя — не знаю, мужеского или женского пола. Шепчиха лежала, а потом слышит, что за дверью скребется собака и воет так, хоть из хаты беги. Она испугалась: ибо бабы такой глупый народ, что высунь ей под вечер из-за дверей язык, то и душа войдет в пятки. Однако ж думает, дай-ка я ударю по морде проклятую собаку, авось-либо перестанет выть, — и, взявши кочергу, вышла отворить дверь. Не успела она немного отворить, как собака кинулась промеж ног ее и прямо к детской люльке. Шепчиха видит, что это уже не собака, а панночка. Да притом пускай бы уже панночка в таком виде, как она ее знала, — это бы еще ничего; но вот вещь и обстоятельство: что она была вся синяя, и глаза горели, как уголь. Она схватила дитя, прокусила ему горло и начала пить из него кровь. Шепчиха только закричала: «Ох, лишечко!» — да из хаты. Только видит, что в сенях двери заперты. Она на чердак; сидит и дрожит, глупая баба, а потом видит, что панночка к ней идет и на чердак; кинулась на нее и начала глупую бабу кусать. Уже Шептун поутру вытащил оттуда свою жинку, всю искусанную и посиневшую. А на другой день и умерла глупая баба. Так вот какие устройства и обольщения бывают! Оно хоть и панского помету, да все когда ведьма, то ведьма.
После такого рассказа Дорош самодовольно оглянулся и засунул палец в свою трубку, приготовляя ее к набивке табаком. Материя о ведьме сделалась неисчерпаемою. К тому ведьма в виде скирды сена приехала к самым дверям хаты; у другого украла шапку или трубку; у многих девок на селе отрезала косу; у других выпила по нескольку ведер крови.


_____________________________________

вполне вероятно, что эта экранизация была адресована главным образом тем, кто хорошо знаком с текстом, а для "простых советских людей" Птушко наваял множество всяких эффектных трюков, создав вполне крепкий фильм ужасов, к тому же основанный на национальном малоросском фольклере.

В практическом плане "философ" Хома Брут является источником жизненной силы для умершей  в результате утраты этой самой жизненной силы Ведьмы и все присутствующие за столом это знают и понимают. Включая самого Хому. В фильме это визуализируется с большим мастерством.

на этом слайде например , когда Хома только попадает в то поселение, из хлева выволакивают свинью, чтобы зарезать её для поминок. Свинья истошно визжит, так как понимает, что ничего хорошего с ней сейчас не произойдет и Хома глядя на эту сценку осознает, что его привезли сюда в том же качестве. И то, что Сотник велит Хому хорошенько накормить перед тем, как запереть в церкви с покойницей - чистая аналогия с поросенком, которого очень хорошо кормят перед тем, как прирезать и съесть...



Вот та самая сцена за столом, когда казаки рассказывают про усопшую панноччку... на столе лежит недоеденная голова той самой свиньи и хома время от времени бросает на неё взгляды...



как мне представляется... сам текст Гоголя основан на реальных событиях... эта часть реальности считается несуществующей. отчего у всяческих ведьм, колдунов и прочих магов полное раздолье с точки зрения официального законодательства... я бы даже предположил, что Лукьяненко в своих дозорах описывает реальность как она есть, а не выдумывает из головы...
Tags: Вий
Subscribe

promo incognito_from september 23, 00:39 400
Buy for 10 tokens
на днях я принял участие в дискуссии, посвященной проблеме водоснабжения Крыма. Я высказался в том смысле, что если все мирные способы воздействия на Украину исчерпаны, в том числе и через ООН, откуда на запрос прислали какую то лицемерную отписку... Российская Федерация имеет право решить вопрос…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments