в финальной части второй ночи (начиная с 51-45), после того, как ведьма уже улеглась в свой гроб в кадре Хома, а закадровый голос Румянцевой, которая озвучивала панночку, произносит следующие слова
напусти на него слепоту, опусти на него седину, заворожи, снегом белым припороши
и Хома прямо на глазах седеет...
В тексте Гоголя нет никакой конкретики по поводу слов, из которых состояли заклинания ведьмы
Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотанье кипящей смолы. Что значили они, того не мог бы сказать он, но что-то страшное в них заключалось. Философ в страхе понял, что она творила заклинания.
то есть текст мог быть любой, подходящий по контексту, но авторы фильма выбрали именно этот и как мне представляется он предназначен для введения "простого зрителя" в заблуждение относительно того, что происходит на экране и для чего вообще именно "философа" Хому Брута ведьма выбрала читать по себе отходную.
Другая "отсебятина" имеет место уже в конце третьей ночи (начиная с 1.08.28) . У Гоголя это описано следующим образом
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.
Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамления Божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги.
В фильме же ведьма превращается обратно в старуху и укладывается обратно в гроб, который разваливается.Причем до того, как превратиться ведьма в образе Натальи Варлей, как мне представляется, была вполне удовлетворена достигнутыми результатами и злорадно хохотала, то есть проявляла бурную радость.
Кстати сказать перед самым своим концом Хома Брут успел напоследок прокричать "Образумьтесь бессмысленные люди!", чего у Гоголя разумеется тоже нет, и что вероятно можно интерпретировать как главный месседж
на этом слайде ведьма после превращения в старуху, то есть можно предположить, что она обрела тот самый "образ", который использовала как "спец. одежду", когда выходила "на дело"

Но по тому, что ей в этом образе пришлось улечься в гроб, так как тупо не хватило времени, так как петух прокричал во второй раз, можно предположить, что ведьму постигла неудача


внешний вид Хомы, который не усох и не "сгорел" подобно псарю Миките... вероятно подтверждает, что ведьму постигла неудача и она не смогла вернуть себе забранную у неё Хомой жизненную силу.

эти предположения - первое, что пришло мне на ум и я решил их зафиксировать исключительно по той причине, что будет что опровергать.
кроме того концовка в фильме такова, что вообще ставит под сомнение гибель Хомы. В масонском смысле прежний Хома умер, а вместо него возродился другой человек... зрячий
Journal information