incognito_from (incognito_from) wrote,
incognito_from
incognito_from

Categories:

ВИЙ 1967. Визуализация отношения советской элиты к простому народу

в одной из предыдущих записей цикла, посвященного фильму "Вий" я предположил, что Хома Брут является в широком смысле олицетворением народа, который правящая элита интерпретирует как быдло (в переводе с польского это крупный рогатый скот, используемый в качестве тягловой силы, а также во всех остальных качествах - как источник мяса, кожи и т.д.)

В фильме это вполне наглядно визуализируется в ряде эпизодов путем чередования видов с представителями простого народа и домашних сельхоз. жывотных, , то есть не только КРС, но и козы, гуси, куры, свиньи и т.д...

В эпизоде (начиная с 9-28) , когда бурсаки попадают на Хутор с ведьмой и она размещает их на ночлег такая визуализация случается впервые в фильме, в силу чего я решил проиллюстрировать это слайдами...

перед началом этого эпизода Хома стащил у своего приятеля Халявы сущеную рыбу и начал ею подкрепляться. Сразу после этого в кадре крупным планом жующая морда крупного рогатого скота



в следующем кадре уже жующая физиономия Хомы. Ведьма говорит ему "пошли" и ведет в хлев. Хома послушно (как теленок) следует за ней



опять крупный план с жующим КРС, после которого в кадре оказывается жующий Хома, который продолжая жевать укладывается на соломенную подстилку по соседству со свиньей... то есть такое чередование кадров в данном контексте можно трактовать совершенно однозначно... но и это еще не все...



Тут Ведьма начинает "гипнотизировать" Хому



Хома пятится назад и сначала ударяется головой об колокольчик, который обычно подвешивают коровам, чтобы их можно было отыскать по звуку, если они разбредутся и потерятся..., а затем ему на шею сам собой надевается хомут, висящий на перекладине...



тут уже крупным планом глаз КэРээСа, который наблюдает за происходящим и как бы понимает, что Хома в хомуте теперь натурально стал одним из них



Тут Ведьма садится на Хому верхом и раздается конское ржание...



В тексте Гоголя это выглядит так

Старуха разместила бурсаков: ритора положила в хате, богослова заперла в пустую комору, философу отвела тоже пустой овечий хлев.
Философ, оставшись один, в одну минуту съел карася, осмотрел плетеные стены хлева, толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью и поворотился на другой бок, чтобы заснуть мертвецки. Вдруг низенькая дверь отворилась, и старуха, нагнувшись, вошла в хлев.
— А что, бабуся, чего тебе нужно? — сказал философ.
Но старуха шла прямо к нему с распростертыми руками.
«Эге-ге! — подумал философ. — Только нет, голубушка! устарела». Он отодвинулся немного подальше, но старуха, без церемонии, опять подошла к нему.
— Слушай, бабуся! — сказал философ, — теперь пост; а я такой человек, что и за тысячу золотых не захочу оскоромиться.
Но старуха раздвигала руки и ловила его, не говоря ни слова.
Философу сделалось страшно, особливо когда он заметил, что глаза ее сверкнули каким-то необыкновенным блеском.
— Бабуся! что ты? Ступай, ступай себе с Богом! — закричал он.
Но старуха не говорила ни слова и хватала его руками.
Он вскочил на ноги, с намерением бежать, но старуха стала в дверях и вперила на него сверкающие глаза и снова начала подходить к нему.
Философ хотел оттолкнуть ее руками, но, к удивлению, заметил, что руки его не могут приподняться, ноги не двигались; и он с ужасом увидел, что даже голос не звучал из уст его: слова без звука шевелились на губах. Он слышал только, как билось его сердце; он видел, как старуха подошла к нему, сложила ему руки, нагнула ему голову, вскочила с быстротою кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих. Все это случилось так быстро, что философ едва мог опомниться и схватил обеими руками себя за колени, желая удержать ноги; но они, к величайшему изумлению его, подымались против воли и производили скачки быстрее черкесского бегуна. Когда уже минули они хутор и перед ними открылась ровная лощина, а в стороне потянулся черный, как уголь, лес, тогда только сказал он сам в себе: «Эге, да это ведьма».

_______________________

то есть все эти аллегорические аналогии Хомы с КРС авторы вложили сюда от себя, так как на дополнительном смысловом слое они , как мне представляется, визуализировали взаимодействие элиты и народа , причем тут показан как бы "несчастный случай на производстве", когда "элита" оседлала не того...  вот если бы она все то же самое проделала в отношении самого младшего из этой троицы, то скорее всего у неё бы все получилось. Так как судя по истории псаря Микиты практический смысл от такой верховой прогулки состоял в извлечении из оседланного человека жизненной силы, а вовсе не побочный эффект в виде полета.

_________________добавка

хотя конечно то, что она их разделила и разместила по отдельности говорит о том, что она скорее всего планировала "покататься" на них на всех по очереди...


Tags: Вий
Subscribe

promo incognito_from september 23, 00:39 398
Buy for 10 tokens
на днях я принял участие в дискуссии, посвященной проблеме водоснабжения Крыма. Я высказался в том смысле, что если все мирные способы воздействия на Украину исчерпаны, в том числе и через ООН, откуда на запрос прислали какую то лицемерную отписку... Российская Федерация имеет право решить вопрос…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments